История кёкусинкай
Кёкусинкай каратэ – это одно из не многих, если не единственное, направление боевых искусств, в котором была предпринята попытка приблизиться к реальному бою. Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных Школ и самому принципу «каратэ без контакта». Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей каратэ.
Система подготовки мастеров высшего класса в Кёкусинкай охватывает обширный комплекс традиционных методов закалки тела и воспитания духа. Она отличается суровой дисциплиной и максимум требований к тем, кто бесповоротно избрал дорогу Будо. Результаты такого рода подготовки – феноменальные достижения, которыми прославились последователи Школы Кёкусинкай. Испытания, бросающие вызов пределам человеческих возможностей, конечно, способны выдержать не многие. Однако и те исходные общие требования, которые зафиксированы в международных квалификационных нормативах Школы Кёкусинкай, являются одними из самых жёстких и в полной мере отвечают специфике Кёкусинкай Будо каратэ.
Обзор квалификационных требований в Школе Кекусинкай позволяет заметить «лавинообразное» возрастание их объема и уровня сложности. Это отражает реальную динамику и возрастающую интенсивность процесса обучения. Уже на начальных этапах тренировки осваиваются ключевые элементы «школы», которые открывают дорогу к быстрому прогрессу. Помимо улучшения здоровья, достижения физической силы и техники одновременно достигаются новые уровни зрелости. С каждым новым уровнем характер становится все более уравновешенным. Каратэка должен помнить главное: самый сильный враг, которого ему необходимо победить, это эгоизм. Занятия каратэ дают возможность увидеть как бесполезно тщеславие. Нужно научиться тренироваться скромно, но с неослабевающей решимостью. Один из самых важных принципов занятий каратэ – терпение и дисциплина. Сегодня большинство молодых людей рассматривают терпение и самодисциплину как какую-то дополнительную работу, которую они могут выполнять, исходя из собственного желания, решая самостоятельно, нужно им это или нет. А истина состоит в том, что терпение и дисциплина – ключ к счастью и самореализации в жизни. Если бы каратэ было предметом обучения для всех детей, оно послужило бы всеобщему изменению отношений между людьми. Оно демонстрирует преимущества дисциплины и самоконтроля, показывая через систему степеней, что награды, завоеванные терпением и трудом, значительно более важны, чем быстрые достижения.
Сосай Ояма Масутацу - основатель Кёкусин каратэ-до
История Кёкусинкай каратэ-до неразрывно связана с именем его создателя Оямы Масутацу. Благодаря усилиям и мастерству Оямы Кёкусинкай получил широчайшее распространение во всём мире. В настоящее время этим стилем занимается порядка 20 миллионов человек в 140 странах.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства.
Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение каратэ как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии. «Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендуют на статус «Олимпийских игр в каратэ».
Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее. Его настоящее имя — Чхве Ён И. Ояма Масутацу — псевдоним, означающий «умножающий свои достижения, подобные высокой горе».
В раннем возрасте Ояма был отправлен на ферму своей сестры в Южном Китае, где начал изучать «форму восемнадцати рук» южно-китайского кэмпо и уже в 1936 г. получил чёрный пояс.
В 1938 г. Ояма приехал в Японию, где поступил в Авиационную техническую школу. В этом же году он получает 1-й дан по каратэ Сётокан. Параллельно Ояма начинает заниматься дзюдо, являвшимся обязательным предметом в Авиационной технической школе.
В начале 40-х годов Ояма поступает в университет Такусёку и становится учеником Фунакоси Гитина, одного из окинавских мастеров, принесших каратэ в Японию. Под его руководством Ояма продолжает изучать стиль Сётокан. Ко времени мобилизации в армию в 1943 г. он уже имел 4-й дан. Во время Второй Мировой войны Ояма также изучает боевое искусство айки дзю-дзюцу Дайто-рю у мастера Котаро Ёсиды.
Ояма мечтал вступить в отряд камикадзе (воинов-смертников), однако ему так и не довелось принять участие в активных боевых действиях.
В 1946 г. Ояма начинает заниматься каратэ Годзю-рю под руководством корейского мастера Со Нэйтю, который также жил в Японии. Со Нэйтю ставит особый акцент на физической закалке. Уже через несколько месяцев Ояма получает почетный 4-й дан по программе школы.
В 1946 г. Ояма переводится на факультет физического воспитания университета Васэда. К этому времени традиционные воинские искусства постепенно угасают, а каратэ вырождается в «бесконтактную» разновидность. Ояма остро переживает упадок каратэ и стремится найти Пути его возрождения. Вдохновленный жизнью великого фехтовальщика Мусаси Миямото, он обращается к изучению Пути самураев и встречается с писателями Ёсикавой Эйдзи и Одзаки Сиро.
В 1946 г. Ояма по примеру Мусаси Миямото на год уединяется для тренировок на горе Минобу.
В 1947 г. Ояма участвует в турнире в г. Киото под эгидой организации Энсинкай («Общество совершенного сознания»). Он одерживает победы над всеми соперниками и становится победителем.
В сложной обстановке послевоенной Японии Ояма принимает решение посвятить свою жизнь каратэ. В 1948 г. он вновь уходит в горы, чтобы в одиночестве сосредоточиться на совершенствовании техники, укрепить тело и дух и сформировать свой путь в каратэ.
На горе Киёсуми в течение полутора лет Ояма проходит исключительно тяжелый тренировочный курс. Ояма вставал в 4 часа утра. Его тренировки продолжались по 12 часов в день и были очень тяжелыми. Они включали разбивание камней, медитацию в потоке водопада и использование деревьев вместо макивар. Ояма выжимал на скамье свой собственный вес (80 кг) 500 раз в день, а также развивал прыгучесть, перепрыгивая через быстро растущий лен сотни раз в день. Ояма изучает классические труды древних мудрецов по воинским искусствам, постигает дзэн-буддизм и философию. Здесь он закладывает основы нового стиля каратэ, приблизив его к реальности боя и превратив в особый путь совершенствования человека.
В 1949 г. Ояма возвращается к цивилизации. По его словам, он стал человеком мощного телосложения, приобрел уверенность в себе и чувствовал себя свежим и заново родившимся. В течение 7 месяцев Ояма живёт поблизости от скотобойни, где практикуется в убое быков голыми руками. За это время он отломал рога у почти 50 быков.
ЭРА ЗАРОЖДЕНИЯ КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
В 50-х годах Ояма Масутацу преподает каратэ для американских солдат, расквартированных на территории Японии, а затем посещает США, Южную Америку, Мексику и Европу. В Америке и Европе он проводит множество показательных выступлений, а также участвует в поединках с профессиональными боксерами и борцами, все из которых выигрывает нокаутами. Ояма приобретает популярность благодаря своему трюку со срубанием горлышка бутылки ребром ладони. Американцы прозвали его «Рукой Господа».
Ояма также посещает остров Окинаву и страны Юго-Восточной Азии, где изучает местные стили кулачного боя.
В 1954 г. открылось первое Додзё Оямы в районе Мэдзиро в Токио. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, в дальнейшем стали блестящими мастерами и прославили Кёкусин. Это братья Ояма Сигэру и Ояма Ясухико, Харуяма Итиро, Накамура Тадаси, Куросаки Кэндзи, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Года Юдзо, Като Сигэо, Рояма Хацуо и многие другие. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусин. Проводить тренировки Ояме помогали его младшие товарищи по занятиям каратэ Годзю-рю Като Кэндзи, Ясуда Эйдзи (Хидэхару), Мидзусима Кэндзи, Исибаси Масаси, Матида Кёсукэ и другие.
В июне 1956 г. Ояма открывает додзё в районе Икэбукуро, ставшее началом Кёкусин кайкан как организации. Был провозглашён принцип: «1.000 дней тренировок — курс новичка, 10.000 дней — Проблеск истины или зрелость».
В 1957 г. в Додзё Оямы тренировались уже 700 человек. Многие ученики приходили из других стилей, и если у них были эффективные новинки, Ояма внедрял их в свою систему. Первоначально каратэ Оямы преподавалось как боевое искусство. Применялись удары руками в голову, ногами в пах и коленные суставы, удары по глазам, удары головой. Использовались захваты и броски, удары из положения лежа и другая техника, в настоящее время запрещенная на спортивных соревнованиях.
В этот период Ояма получает 4-й дан по дзюдо и 7-й дан по каратэ Годзю-рю.
Он продолжает схватки с быками в разных странах. Всего за свою карьеру Ояма провел 52 схватки с быками, убив трех ударами кулака и отбив рога у 49 животных.
В 1958 г. выходит книга «Что такое каратэ?», ставшая первым бестселлером из книг о японском каратэ.
На Гавайских островах организуется первое иностранное отделение Кёкусинкай и вскоре проводятся первые официальные Открытые турниры по Кёкусинкай. К концу 1960 г. открываются уже 72 отделения школы Кёкусинкай, главным образом в США, Европе и тех странах, которые Ояма посетил ранее (всего в 16 странах мира).
В Итиномия (префектура Тиба) проводится первая Летняя тренировочная Школа.
ЭРА ФОРМИРОВАНИЯ КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
В 60-х годах формируются основные мировые центры развития каратэ Оямы (Северная и Южная Америка, Европа, Австралия и Южно-Тихоокеанский регион, Средний Восток, Южная Африка, Юго-Восточная Азия). Проводятся турниры на Гавайских островах, в Северной Америке.
Ояма посещает Европу, США, Южную Африку, Голландию, Италию, Иорданию и другие страны для демонстрации и продвижения каратэ, а также для изучения различных видов борьбы.
В 1963 г. впервые стало употребляться название Кёкусин.
В 1964 г. создается головная организация Кёкусин кайкан ИКО со штаб-квартирой в Токио (яп. Хонбу) и учреждается Международная Организация Каратэ ИКО (International Karate Organization IKO). Эта организация имеет свои квалификационные нормативы и правила соревнований, принципиально отличающиеся от принятых в других международных организациях, объединяющих «бесконтактные» стили каратэ. Ояма Масутацу становится Кантё (директором).
В 1964 г. в Таиланде трое учеников Оямы побеждают со счётом 2:1 в матче с таиландскими кик-боксёрами, укрепляя престиж японского каратэ. Кёкусин-каратэ признается сильнейшим из всех японских боевых искусств.
В 1965 г. впервые проводится зимняя Школа на горе Мицуминэ. С этого времени проведение зимних Школ становится традицией.
В 1969 г. В Токио впервые проводится 1-й Открытый Чемпионат Японии, который привлекает кик-боксёров, дзюдоистов, представителей других стилей и собирает большое количество зрителей. На нем выступило 48 участников. Этот турнир с тех пор становится ежегодным, а стиль Кёкусин начинает развиваться, проводятся соревнования, чемпионаты, турниры различного уровня и раз в 4-четыре года Чемпионат Мира в абсолютной весовой категории. Позже была введена и весовая категория и кубок Оямы, в абсолютной весовой категории, а также соревнования и среди женщин.
В 60-е гг. выходят книги Оямы Масутацу «Это каратэ», «Динамичное каратэ», «Жизненное каратэ», «Путешествие вокруг света с поединками», «Каратэ для мальчиков», «Каратэ для миллионов», «Самооборона с помощью каратэ для молодых людей», «Класс каратэ», «Усложнённое каратэ».
ЭРА УТВЕРЖДЕНИЯ КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
В 1975 г. В Токио состоялся 1-й Открытый Чемпионат Мира по правилам Кёкусинкай, в котором приняли участие 128 представителей из 36 стран. Чемпионом становится японский спортсмен Сато Кацуаки, призёрами становятся Рояма Хатсуо, Оиси Дайго С этого времени мировой чемпионат в абсолютной весовой категории проводится каждые четыре года.
В Японии выходят художественные фильмы «Сильнейшее каратэ — Кулак Кёкусина» и «Каратэ бака итидай», а также документальный фильм «Сильнейшее каратэ» в 2 частях о подготовке и проведении 1-го Открытого Чемпионата Мира.
Проводятся представительные турниры в Австралии, на Гавайях, Южной Африке, Малайзии, Британии. Впервые проходит Чемпионат Европы.
В 1979 г. проводится 2-й Открытый Чемпионат Мира. Чемпионом становится Накамура Макото. О Чемпионате выпускается документальный фильм «Рука господа. Сильнейшее и окончательное каратэ».
В 70-е гг. выходят книги Оямы Масутацу «Людям, которые начали заниматься каратэ», «Сильнейшее каратэ побеждает во всем мире», «Моя жизнь в каратэ», «Каратэ горин-но сё», «Каратэ во всём мире», «Путь Кёкусин», «Вызов пределам».
ЭРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
В 1981 г. впервые проводится 1-й Открытый Чемпионат Южной Африки, а в 1983 г., впервые в коммунистической стране, проводится 1-й Открытый Чемпионат Венгрии.
В 1984 г. проводится 3-й Открытый Чемпионат Мира. Чемпионом повторно становится Накамура Макото. В этом же году впервые проводится 1-й Чемпионат Японии по весовым категориям, который в дальнейшем становится ежегодным.
Выходит фильм «Кёкусин — сильнейшее каратэ в мире».
В 1987 г. проводится 4-й Открытый Чемпионат Мира. Чемпионом становится Мацуи Акиёси.
Эра возрождения Кёкусинкай каратэ-до
В 1991 г. проводится 5-й Открытый Чемпионат Мира. Чемпионом становится Мидори Кэндзи.
В апреле 1994 г. от болезни легких скончался Ояма Масутацу. На Национальной конференции руководителей отделений Японии состоялось назначение Мацуи Акиёси (Сёкэя) на должность директора Международной Организации Каратэ Кёкусин кайкан.
В 1995 г. проводится 6-й Открытый Чемпионат Мира. Чемпионом становится Ямаки Кэндзи.
В 1996 г. в Нью-Йорке впервые проводится 1-й Чемпионат Мира среди женщин.
В 1997 г. впервые проводится 1-й Чемпионат Мира по весовым категориям. На горе Мицуминэ воздвигается монумент в честь Оямы Масутацу.
1998 г. будущий чемпион мира Франсиско Филио пробегает дистанцию с факелом Олимпийских игр в Нагано. В Париже проводится Командный Кубок Мира по Кёкусинкай, на котором команда Японии завоевывает первое место.
В марте 1999 г. Кёкусин кайкан Хонбу переезжает на новое место. В ноябре проходит 7-й Открытый Чемпионат Мира, оказавшийся революционным. Впервые чемпионом мира становится не японец, а бразилец Франсиско Филио. Третье место завоевывает пермяк Александр Пичкунов. Это первое попадание российского единоборца в тройку призёров за всю историю Чемпионатов мира по Кёкусинкай каратэ!
В 2000 г. проходит множество турниров: Чемпионат Европы, Кубок Мацуи (США), Открытый Чемпионат Америки, Открытый Чемпионат Азии и т.д.
ЭРА РАСКОЛА КЁКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
После смерти основателя стиля Кёкусинкай каратэ-до Мир Кёкусинкай раскололся на множество Школ и делений, несмотря на на появление новых Школ и делений и их активным развитием
невольно понимаешь, что все они имеют право на жизнь и собственное развитие, так как Дух Кёкусина жив и присутствовает в каждой из низ, а это Главное!!!
Причиной раскола Кёкусинкай каратэ - до явилось, что завещание которое якобы оставил Сосай Ояма Масутацу не является подлинным.

После смерти основателя Кёкусинкай каратэ Сосая Оямы Масутацу и раскола Международной организации Кёкусин кайкан ИКО (IKO) на многие Школы, образовались организации:
1. IKО WORLD SOKYOKUSHIN KAIKAN – Президент Сихан Казуюки Хасегава, Вице-Президент Сихан Оиси Дайго;
2. IKО KYOKUSHIN KAIKAN RENGORAI – генеральный директор Сихан Ёсиказу Кои;
3. WKO SHINKYOKUSHIN KAIKAN – Президент Сихан Мидори Кэндзи
4. IKО KYOKUSHIN KAIKAN - МАЦУИ ГРУПП – Президент Канчо Мацуи Акиёси;
5. IKО KYOKUSHI KAIKAN - МАЦУСИМА ГРУПП – Президент Сихан Ёсиказу Мацусима;
6. IKО KYOKUSHIN KAIKAN-ТЭЗУКА ГРУПП – Президент Канчо Тору Тэзука;
7. IKО KYOKUSHINKAN - РОЯМА ГРУПП – Президент Канчо Рояма Хацуо;
8. KYOKUSHIN KAIKAN IKО СОСАЙ – Президент Канчо Ёсикадзу Сузуки,(Ёсикадзу Ояма) Кристина Ояма;
9. IKО SEIBUKAI KAIKAN – Президент Сихан Юкио Нисида
10. IFK KYOKUSHINKAI KARATE – Президент Сихан Ханси Стив Арнейл;
11. KYOKUSHIN BUDO KAI – Президент Сихан Йон Блюмминг;
Ответвленияот Кёкусинкай каратэ, которые образовали ученики Сосая Масутацу Оямы, по тем или иным причинам ушедшие от своего Учителя и Наставника, и из Международной Организации КЁКУСИН КАЙКАН КАРАТЭ-ДО, тем самым стали самостоятельными и продолжили своё развитие, хотя они и имеют представительства во многих странах мира и стали популярными, но все они имеют один корень и одну основу каратэ – каратэ Кёкусин, но тем не менее эти школы стали развиваться как вид спорта и такой огромной популярности и славы, как Кёкусинкай каратэ они не получили.
IKO
INTERNATIONAL KARATE ORGANIZATION KYOKUSHIN KAIKAN
1. ASHIHARA KARATE/ АСИХАРА КАРАТЭ – основатель Хидэюки Асихара
2. KUDO KARATE/ КУДО (ДАЙДО ДЗЮКУ) - основатель и директор Адзума Такаси
3. SHIDOKAN KARATE/ СИДОКАН – Основатель Эйдзи Соэно
4. ODOKARATE/ SATOJUKU– ОДО КАРАТЭ / САТО ДЗЮКУ –основатель и директор Сато Кацуаки
5. SEIDOKAIKANKARATE/ СЭЙДО КАЙКАН – основатель и директор Казуёси Иши
6. ENSHINKAI KAN KARATE/ ЭНСИН КАЙКАН – основатель и директор Ёко Ниномия
7. TOSHINKAIKANKARATE/ ТОСИН КАЙКАН КАРАТЭ – основатель и директор Юдзи Симидзу
8. SEIDO JUKU KARATE/ СЭЙДО ДЗЮКУ КАРАТЭ – основатель и директорТадаси Накамура
9. OYAMA KARATE/ ОЯМА КАРАТЭ – Основатель и директор Сигэру Ояма
10. SEIWAKAI KARATE/ СЭЙВАКАЙ КАРАТЭ – Основатель и директор Адемир да Коста (Бразилия)
11. YAMAKI KARATE/ КАРАТЭ ЯМАКИ – Основатель и директор Ямаки Кэндзи.
12. KAJUMI KARATE/ КАРАТЭ КАДЗУМИ – Основатель и директор Кадзуми Хадзимэ.
Борьба существовала ещё на заре человеческой истории и, следуя различными Путями развития, стала боевыми искусствами и определёнными видами спорта, что имеет место сегодня. Кёкусинкай каратэ – одно из них, размышляя о его Судьбе и перспективах развития, Я нахожу, что мы – перед лицом множества проблем…
Возможно, живя в материалистическом мире, мы склонны забывать о важном аспекте жизни человека – о его духовной жизни. Глядя на современное каратэ, Я мучительно сознаю его недостатки в духовной жизни. Каратэ превратившись в одно из современных боевых искусств должно помогать человеку удержаться на верном жизненном Пути.
« Я многое почерпнул от Лао Цзы, Конфуция и буддизма дзэн, но высочайшим даром этих учений была уверенность в себе. Осознание того, что Путь по которому Я следую, является в тоже время Путём Великих Мудрецов и Философов прошлого, придаёт мне смелость и силу. Пусть Путь долог и впереди много трудностей, но … Я верю, что Путь этот величественный и прекрасный! Он ведёт к небесам! Они очень далеки. Но разве мы не должны стараться приближаться к ним по не многу, день за днём…?